Дипломная работа "Использование дистанционных образовательных технологий"
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет профессиональной переподготовки
Использование дистанционных образовательных технологий для индивидуализации обучения одарённых детей
Выпускная работа
Работа допущена к защите «__»_____________2013г Работа защищена «__»_____________2013г с оценкой «____________» Председатель ГАК ______________________ Члены комиссии 1._____________________ 2._____________________ 3._____________________ 4._____________________ |
|
Исполнитель: Казакова Любовь Владимировна, слушатель группы «Педагогика, психология и методика преподавания школьных дисциплин: информатика» |
|
|
|
|
Научный руководитель: Жуланова Валентина Павловна, канд. хим. наук, доцент КРИПКиПРО |
|
|
|
Кемерово 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………………... |
3 |
Глава 1. Психолого-педагогические условия индивидуализации обучения одарённых детей……………………………………………1.1. Психолого-педагогические условия организации обучения одарённых детей…………………………………………………………..1.2. Средства дистанционных образовательных технологий для организации индивидуального обучения одарённых детей……………… |
7
7
15 |
Глава 2. Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий для индивидуализации обучения одарённых детей……………………… 2.1. Дидактические возможности дистанционных олимпиад как средства индивидуализации обучения…………………………………... 2.2. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к участию в дистанционных олимпиадах……………………………….. |
23
23
33 |
Заключение………………………………………………………………. |
41 |
Список литературы……………………………………………………... |
44 |
Приложение 1……………………………………………………………... Приложение 2……………………………………………………………. Приложение 3…………………………………………………………….. Приложение 4……………………………………………………………. Приложение №5…………………………………………………………. |
47 51 54 57 62 |
Введение
Повышение качества общего образования, отвечающего уровню научно-технического прогресса и социального развития, всегда являлось первостепенной задачей системы образования. Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов.
Жажда открытия, стремление узнать, найти, исследовать появляются у учеников уже в начальной школе. Часто можно встретить таких учеников, которым неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется наукой и техникой, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Ориентация на среднестатистического обучающегося, распространенная, к сожалению, во многих зонах деятельности традиционной педагогики, не может удовлетворять образовательные потребности некоторых категорий обучающихся. К таким категориям относятся, в частности, одаренные дети.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
В дистанционном обучении необходима активная познавательная самостоятельная мыслительная деятельность. Поэтому при дистанционном обучении необходимо использовать такие методы и технологии, которые способствуют умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и способы их рационального решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике и для получения новых знаний.
Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение нужных и ненужных знаний, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремления к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.
Индивидуализация образования - это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой -различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Наибольшие возможности для создания индивидуальной образовательной траектории, максимальной индивидуализации учебного процесса предоставляет обучение с использованием дистанционных технологий.
Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение доступа к образовательным и информационным ресурсам России и мира для школьников и педагогов, сохранение малокомплектных школ, развитие информационной образовательной среды и др. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Поэтому использование дистанционных технологий обучения, направленных на каждого ученика, можно рассматривать как одну из возможных форм работы с одаренными детьми.
Организация учебного процесса одаренных детей с использованием дистанционных технологий обучения актуальна в связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г № 1897, Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271, Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в которых особое место уделено развитию системы поддержки талантливых детей и затрагивается вопрос об индивидуальной траектории ребёнка с использованием дистанционных технологий образования.
Таким образом, цель нашей работы: разработка методики индивидуализации обучения одаренных детей с использованием дистанционных образовательных технологий.
Объект: процесс организации обучения одаренных детей
Предмет: методика организации индивидуального обучения одаренных детей в форме участия в дистанционных олимпиадах.
Гипотеза: организовать процесс индивидуального обучения одаренных детей в форме участия в дистанционных олимпиадах возможно, если:
- проанализированы психолого-педагогические условия индивидуализации обучения при работе с одаренными детьми;
- проанализированы дидактические возможности средств дистанционного обучения для индивидуализации работы с одарёнными детьми;
- проанализированы дидактические возможности Интернет-ресурсов для проведения дистанционных олимпиад;
- разработаны методики организации индивидуального обучения одарённых детей при подготовки к участию в дистанционных олимпиадах.
Задачи:
1) выявить и проанализировать психолого-педагогические условия индивидуализации обучения при работе с одаренными детьми;
2) проанализировать дидактические возможности средств дистанционного обучения для индивидуализации работы с одарёнными детьми;
3) проанализировать дидактические возможности Интернет-ресурсов для проведения дистанционных олимпиад;
4) разработать методики индивидуального обучения организации одарённых детей при подготовке к участию в дистанционных олимпиадах.
Глава 1. Психолого-педагогические условия индивидуализации учебного процесса одарённых детей
- Психолого-педагогические условия организации работы с одарёнными детьми
Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением названо быть не может. Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. "…В связи с этим необходимо вести просветительскую работу среди педагогических работников и родителей для формирования у них современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности..." [21].
«…Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми...». [23] Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования Вопрос развития одарённых детей особенно остро встает в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одарённого ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.
Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты: одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование, в то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьной программы. [12]
С психологической точки зрения, одаренность, во-первых, представляет собой сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики.
Во-вторых, одарённость многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека.
В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности, вследствие чего различают несколько видов одаренности: кинестетическую, пространственную, логико-математическую, музыкальную, лингвистическую,социальную, интеллектуальную, академическую, художественную, практическую, психомоторную (спортивную) одаренность. [16]
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, выбор условий и методов работы с одаренными детьми требует предварительного рассмотрения подходов различных педагогов и психологов к развитию одаренности.
Одной из форм развития детской одаренности в общеобразовательной школе является урок, при этом внимание уделяется преобладанию развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью. Отсюда выделяются следующие принципы разработки учителем урока, направленного на развитие одаренных детей:
- усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала;
- ориентация на интеллектуальную инициативу учащихся;
- осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательной потребностью детей, а не по заранее разработанной логической схеме;
- преобладание собственной работы мысли ученика над репродуктивным усвоением знаний;
- актуализация лидерских возможностей;
- развитие познавательной потребности.
Познавательная потребность характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы. Умственная работа выполняется не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому (т.е. по потребности). По мнению В. С. Юркевич, любовь к умственной деятельности – самая яркая характеристика любого одаренного ребёнка, именно от неё в значительной мере зависит дальнейшее развитие способностей [22]
Средством удовлетворения познавательной потребности является новое знание. Для развития одаренности ребенка важно не столько усвоение знаний, сколько собственная работа мысли. Чужие знания должны быть пропущены через себя, собственное видение мира. Познание должно быть направлено, прежде всего, на процесс познания, и результаты, конечно, важны, но не в первую очередь. Познавательная потребность связана с положительными эмоциями и развивается, укрепляется от радости при интеллектуальной деятельности. Таким образом, развитие познавательной потребности лежит в основе развивающих функций урока; для этого учителям необходимо использовать, прежде всего, эвристические обучения, среди которых выделяют: проблемное изложение, частично-поисковые методы, исследовательские методы.
В работе с одаренными детьми основная задача педагога, - сформировать и углубить их способности. Способности - сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойства, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются, поэтому нужно организовать деятельность таким образом, чтобы ему как можно больше расширить его опыт, что является первой ступенью творческой деятельности. Прежде чем развивать какой-либо вид творческой деятельности детей, целесообразнее подготовить их к творчеству, развив их креативность, которая включает в себя ( по Д.Гилфорду) оригинальность -способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложения его нового использования, семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации, образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования.[13]. Поэтому деятельность учителя в процессе обучения одаренных детей в классе, должна отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ученика.
Работа с одаренными детьми требует использования авторских программ, в которых реализуются принципы индивидуализации, дифференциации, исследовательского обучения.
Принцип индивидуализации обучения предусматривает создание каждому ученику оптимальных условий для реализации способностей, всесторонний учет уровня развития, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, программ для их стимулирования и коррекции. Предполагается персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика.
По мнению Л.В. Поповой [19] при разработке учебных программ следует исходить из положений, основанных на общих особенностях одаренности: способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них глубже; способность подмечать, обдумывать подмеченное и выдвигать объяснения; обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на других детей. Учебные программы для одаренных детей должны отличаться по содержанию, процессу, требуемому результату и среде обучения. Конкретно это выражается в том, что следует вводить в содержание темы или проблемы, требующие междисциплинарного подхода в их изучении; особое внимание уделять развитию умения учащихся работать самостоятельно. Необходимо также поощрять результаты, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи. При разработке любой программы и отдельного занятия следует постоянно держать в уме то, что развитие способностей идет наиболее эффективно при использовании активных форм обучения – групповых дискуссий, мозгового штурма, ролевой игры и т.п.
При реализации авторских программ необходимо помнить о трех типах нервной высшей деятельности (адекватный, с преобладанием левого или правого полушария в соответствии с решаемой задачей; мыслительный с преобладанием функций левого полушария; художественный, с преобладанием функций правого полушария). Содержание учебной информации должно соответствовать этим типам. Необходим учет четырех основных видов содержания учебной информации: а) наглядно-образной; б) вербальной; в) знаковой; г) ситуативно-поведенческой. При составлении программ для одаренных и способных учащихся правильное сочетание этих видов содержания учебной информации имеет существенное значение.
Обучение эффективно тогда, когда оно соответствует возрастным особенностям ребенка, преждевременность или запаздывание неблагоприятно сказывается на развитии психики. Поэтому учебная нагрузка и формы обучения должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.
Главное в обучении одаренных детей - это все-таки педагог. Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего необходимо их совершенное знание. В большинстве случаев одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.
Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им видоизменять процесс обучения, учитывать особенности каждого ребенка.
Одаренных детей надо развивать, поддерживать и для реализации этих формирований наиболее удачный способ использования технологий дистанционного обучения
Если умело поддерживать любознательность учеников, используя технологии дистанционного обучения, предлагая им задачи, соответствующие их знаниям, помогая в необходимых случаях, то это привьет им вкус к самостоятельному мышлению и поможет развитию их способностей.
Таким образом, использование дистанционных технологий означает появление новых форм мыслительной, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека. Сущность и специфика дистанционного обучения влияет на формирование и развитие психических структур обучающихся, в том числе мышления. Ориентирует одаренных детей на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Для того, чтобы обучение через дистанционные образовательные технологии эффективно работало, нам необходимо знать дидактические средства и дидактические возможности.
1.2. Средства дистанционных образовательных технологий для организации индивидуального обучения одарённых детей
Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе «Об образовании Российской Федерации». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.
В соответствии с п. 1 Приказа Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137, дистанционные образовательные технологии могут быть использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии не только при реализации образовательных программ любого уровня, но и при всех формах получения образования или при их сочетании.[Приложение 4]
В соответствии с п.2 ст.16 Закона «Об образовании Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. [11]
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. [7]
Имеющейся нормативной базы федерального уровня достаточно для организации дистанционного обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. На ее основе образовательное учреждение, использующее формы дистанционного обучения, должно разработать необходимые локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих деятельность образовательного учреждения.
Очевидно, что обучение с применением компьютерных технологий приводит в конечном счете, к изменению парадигмы образования, ядром которой является индивидуализированное обучение в распределенной образовательной и коммуникативной среде. И в этом отношении понятия расстояния и времени теряют первичный смысл: становится неважным, где находится источник информации – в соседней комнате или за океаном. При работе с одаренными детьми такой подход к обучению оказывается особенно продуктивным.
Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д.
Дистанционные образовательные технологии дают наибольшие возможности для индивидуализации учебного процесса. Реализация индивидуального подхода к обучающимся в условиях дистанционного обучения требует соответствующей организации учебного процесса, обновления структуры и содержания учебно-методической деятельности. [17]
Для решения данной задачи предлагается создание и развитие информационной среды, как естественного для подобной формы обучения пространства. Создание и развитие информационной среды в свою очередь отвечает требованиям современного образовательного стандарта, в соответствии с которым весь образовательный процесс должен вестись и фиксироваться в информационной среде.
При обучении с использованием дистанционных образовательных технологий могут широко использоваться разнообразные обучающие средства. Рассмотрим, в чем заключается специфика применения электронных средств учебного назначения в условиях применения данного обучения для развития способностей одаренных детей.
При использовании дистанционных образовательных технологий широко используются как печатные, так и электронные учебные издания. При разработке дидактических печатных и электронных материалов для дистанционного обучения необходимо руководствоваться следующими принципами:
- учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;
- при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;
- должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;
- обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.
Электронные учебные материалы обладают рядом положительных свойств:
- компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем носителе,
- возможность оперативного внесения изменений;
- возможность организации непоследовательного изучения материала с помощью гиперссылок;
- возможность использования богатых мультимедийных средств (аудио, видео, графика, анимация);
- возможность организации интерактивного взаимодействия между учащимся и учебником.
Современные электронные учебники, предназначенные для самостоятельного изучения теоретического материала курса, построены на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся выбрать не только индивидуальную траекторию изучения материала. Электронные учебники, предназначенные для закрепления практических навыков, представляют мультимедийные тренажеры, лабораторные работы обеспечивают другие формы практических занятий, позволяющие выбрать, удобный темп работы, что способствует установлению баланса между психолого-педагогическими, психофизиологическими особенностям и образовательными потребностями одаренных детей. Кроме того мультимедийные учебные материалы позволяют использовать различные формы подачи материала, с одной стороны, соответствующие психофизиологическим особенностям восприятия ребенка, а с другой стороны, способствующие взаимодействию и развитию различного уровня его способностей.
Рассмотрим, в чем заключается специфика применения электронных средств учебного назначения в условиях применения дистанционных образовательных технологий для развития способностей одаренных детей.
Одна из отличительных особенностей содержания материала, представляемого для восприятия такого рода обучающимся, – повышенный (по сравнению с требованиями школьной программы) уровень сложности. Гипертекстовая структура электронного учебника, основанная на поуровневой организации содержания, позволяет давать материал повышенной сложности.
Важным является также то, что электронный учебник позволяет обучающемуся, имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, в процессе самостоятельной работы находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации (различные информационные и справочные мультимедиа приложения, ссылки на сетевые ресурсы), что также способствует удовлетворению повышенных образовательных потребностей.
В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа учителем и самоанализа. Момент самоанализа является особенно актуальным для одаренных детей, которые в силу своих личностно-возрастных характеристик нередко обладают большим количеством знаний, но не владеют методами их систематизации.
Электронный справочник позволяет обучающимся в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. Электронный справочник может быть представлен как самостоятельное средство учебного назначения и как элемент, встроенный в электронный учебник. Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.
Компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами. В условиях дистанционного обучения развитие творческих способностей одаренных детей невозможно без использования средств такого типа, так как работа с одаренными детьми предполагает актуализацию их творческих способностей, обращение к экспериментально-исследовательской деятельности.
Кроме того, в практике можно применять такое обучающего средство, как электронный лабораторный практикум, который позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.
В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, что особенно важно при работе по индивидуальной образовательной траектории, а с другой – принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля, что становится необходимым для учителя, контролирующего деятельность одаренных детей в условиях удаленного доступа.
Таким образом, основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития творческих способностей одаренных детей, является их взаимодополняемость, обеспечивающая комплексность предъявления всех компонентов учебной деятельности, в ходе которой используются все сенсорные функции организма.
Одним из оснований педагогической деятельности при работе с одаренными детьми является ориентация на потребность в индивидуальной образовательной траектории, а также на высокий уровень самостоятельности обучающегося и ответственности за результат обучения. Одаренного ребенка отличает творческое отношение к предъявляемому учебному материалу, умение самостоятельно классифицировать и адаптировать его в соответствии с конкретными задачами. Высокий уровень мотивации в обучении и развитая образовательная база позволяют преподавателю при работе с одаренными детьми не только использовать материал повышенного уровня сложности, но и организовывать самостоятельный поиск ребенком учебного материала.
Полную версию работы вы можете скачать ВЫШЕ